Экологическое воспитание Информационная система сетевой площадки для организации взаимодействия,
обмена опытом и повышения квалификации в сфере экологического воспитания

Экосфера представляет собой экологическую оболочку планеты, включает в себя все слои атмосферы, часть литосферы и гидросферу. Говоря об экосфере, мы рассматриваем состояние окружающей среды и ее биологических систем. Фактически экосфера объединяет биосферу и техносферу, которые находятся в постоянном взаимодействии.

Главные проблемы экосферы напрямую касаются человечества и оказывают непосредственное влияние на состояние его здоровья, демографическую ситуацию и перспективы выживания человечества в целом:

  • истощение полезных ископаемых;
  • ухудшение состояния почвы (эрозии подвержены 22% почв);
  • ухудшение качества воздуха (промышленность отправляет в атмосферу миллионы тонн окислов азота и двуокиси серы);
  • загрязнение воды (заметно снизилось качество воды в Волге, Доне и Днепре, Загрязнение в Каспии в 10 раз превышает норму, в Балтийском море - в 5 раз, 70% нерестилищ океана стали непригодными для разведения мальков, 20 видов ценных промысловых рыб уничтожены);
  • нарушение лесных экосистем (гибнут тропические леса, тогда как на них приходится 7% земной поверхности, 60% существующих и 90% исчезающих видов животных);
  • рост населения;
  • рост техносферы и объемов последствия ее развития;
  • проблема утилизации отходов (особенно отходов химической и радиологической промышленности).

Человек активно использует природные ресурсы для поддержания систем жизнеобеспечения, не всегда задумываясь о том, что эти ресурсы конечны. За недавние пару десятилетий эти изменения усилились, что привело к возникновению трансформаций в экосфере планеты:

  • трансформировались земные ландшафты;
  • изменился режим геосфер;
  • сократилось биологическое разнообразие;
  • трансформировались глобальные биогеохимические циклы вещества.

Одна из главных причин такого состоянии экосферы состоит в отсутствии комплексного подхода к экологическому воспитанию населения, и начинать экопросвещение необходимо с самого юного возраста. Отсутствие системной работы в этом направлении может привести к возникновению геоэкологических кризисов, когда потребности человека значительно превышают ресурсные возможности экосферы, что создает накопления опасных трансформаций экосферы. Возможности экосферы ограничены, тогда как потребности человечества постоянно растут, что является фактором крайней необходимости скорейшего изменения отношения общества к вопросам экологии. Это невозможно сделать сиюминутно, а только посредством постоянного экологического воспитания одного поколения за другим.

Стратегические цели развития страны тесно связаны с проблемами развития экосферы, накопившей массу задач для немедленного решения, в том числе реализация экологического воспитания, рождающего ответственное отношение к природе, формирующее нравственно-правовые принципы природопользования и мотивацию к охране природы.

Современное экологическое воспитание, формирующее ответственное отношение к экосфере, должно отвечать нескольким принципам:

  • комплексный подход к реализации системы экологического воспитания;
  • внедрение инновационных подходов, информационно-компьютерных технологий и лучших мировых практик в процесс экологического воспитания;
  • внимание к социокультурным и природным особенностям территорий при выполнении программ экологического воспитания;
  • обеспечение адаптации процесса экологического воспитания к актуальным требованиям Федерального государственного стандарта;
  • развитие экологической культуры педагогов, занимающихся экологическим воспитанием.

Только при соблюдении всех этих принципов возможна эффективная работа по экологическому воспитанию, обеспечивающая формирование экологического сознания и культуры населения, необходимых для дальнейшего сохранения экосферы и выживания человечества.