Экологическое воспитание Информационная система сетевой площадки для организации взаимодействия,
обмена опытом и повышения квалификации в сфере экологического воспитания

Окружающая среда – это природные условия, рассматриваемые в тесной взаимосвязи с неживой природой и действиями человека. В Федеральном законе № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (10 января 2002 года) дано следующее определение данному понятию: «Благоприятная окружающая среда — окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов».

В настоящее время вопрос охраны окружающей среды является одним из самых актуальных во всем мире, что обусловлено большим перечнем проблем, угрожающих планете и человечеству:

  • глобальные изменения климата;
  • загрязнение атмосферы, окружающей среды;
  • загрязнение океана;
  • перенаселение планеты;
  • сокращение площади лесов;
  • большой объем отходов, в том числе радиоактивных;
  • истощение почв;
  • угроза исчезновения многих видов растений и животных;
  • изменения в экологическом балансе.
Окружающая среда

Эти и другие проблемы, связанные с окружающей средой, напрямую отражаются на здоровье человека. Однако именно человек может изменить ситуацию, сосредоточив усилия на трансформации экологических установок общества. Поэтому первоочередной задачей становится экологическое воспитание, являющееся основой для формирования экококультуры и экоповедения населения.

Экологическое воспитание - совокупность способов и методик формирования экологических установок, знаний, ценностей для обеспечения охраны окружающей среды. Эковоспитание должно затрагивать все сферы жизни: и дом, и школу, и работы, и отдых, и спорт, так как каждое действие человека сказывается на окружающей среде. В эковоспитании задействуются все «рупоры»:

  • школа;
  • семья;
  • СМИ;
  • интернет;
  • проведение специальных экологических акций и мероприятий (например, 5 июня отмечается Всемирный день окружающей среды).

Воспитание уважительного отношения к окружающей среде становится основополагающим инструментом сохранения экологического баланса.

Система экологического воспитания должна быть комплексной и интегрированной в современные образовательные процессы, ориентированной на возрастные особенности учащихся и региональные аспекты. Только такой подход позволит сформировать активную позицию по защите окружающей среды.