Экологическое воспитание Информационная система сетевой площадки для организации взаимодействия,
обмена опытом и повышения квалификации в сфере экологического воспитания

Техносфера – это часть биосферы, трансформированная человечеством посредством прямого или косвенного использования технических средств для удовлетворения социально-экономических потребностей. Сегодня под общим понятием «техносфера» понимаются города с промышленными зонами, ТЭЦ, магистрали, торговые территории и другие объекты, обслуживающие потребности населения.

В настоящее время большое внимание уделяется проблемам техносферы и поиску методов их решения. Общество столкнулось с рядом негативных факторов, влияющих на экологию:

  • загрязнение морей и рек;
  • большой объем отходов производства;
  • опасные выбросы;
  • уничтожение естественной среды обитания;
  • загрязнение почвы нефтепродуктами;
  • накопление ядохимикатов в агрокультурах;
  • загрязнение воздуха и т.д.

Во многом такое положение дел в техносфере сложилось из-за непродуманной и нерациональной хозяйственной деятельности человека, что привело к сокращению природных ресурсов, изменению естественного круговорота веществ на земле. Ситуация усугубляется активной эксплуатацией производственных мощностей, оказывающих негативное влияние на экологию. Последствия такой ситуации опасны не только для природы, но и для здоровья самого человека, уже столкнувшегося с нервно-психическими перегрузками, демографическими проблемами и другими тревожными явлениями.

В этих условиях особое значение приобретают вопросы решения проблемы кризиса техносферы путем трансформации современного образования, что поможет обществу пересмотреть взгляд на экологию и научиться грамотно выстраивать отношения с природой. Именно поэтому сегодня уделяется большое внимание экологическому воспитанию, являющемуся одной из приоритетных задач общества.

Цель экологического воспитания – сформировать ответственное отношение к природе у молодого поколения. Это достигается посредством расширения знания об экологических проблемах и способах их решения, формирования принципов экологически безопасного поведения и здорового образа жизни, а также за счет развития мотивации к продуктивной деятельности по охране экологии.

Текущее состояние техносферы требует принятия немедленных мер, в том числе в таком приоритетном направлении как экологическое воспитание.

Необходимо:

  • координировать работу образовательных учреждений в деле обучения подрастающего поколения рациональному использованию окружающей среды;
  • развивать внеклассную работу с учащимися по охране экологии;
  • внедрять инновационные формы обучения;
  • активно использовать СМИ и средства интернета для экологического воспитания молодежи.

Поскольку техносфера характеризуется региональными особенностями, при составлении программ экологического воспитания важно учитывать социокультурные, экологические особенностей территорий. Эффективность проектирования содержания экологического воспитания должна обеспечиваться комплексным и системным подходом.